Forge of Empires

Forge of EmpiresЭто первый мой обзор на нормальную игру? Но у этой игры есть одно неконкурентное преимущество. Нельзя показывать игру с картой наук человеку, который написал целую статью про Циву Своей Мечты. С другой стороны мне все равно придется признаться в позорном: к этой игре я подошел только со второго раза, но второй раз длится уже третий или четвертый месяц, и пусть длится дальше. На самом деле у игры почему-то до сих пор нет нормального контроля над акаунтом, поэтому я один раз потерял весь свой прогресс. Пройденную обучалку, ага. Итак, сегодня Forge of Empires.

[appbox googleplay com.innogames.foeandroid][appbox appstore 711455226]

Традиционно, перед нами ситибилдер. У игрока есть ограниченная территория, которую он может настраивать. Застраивать можно несколькими типами построек.

  • Жилые дома и разного рода украшения с развлечениями обеспечивают базовое население и источник денег. Развлечения нужны потому что грустное население плохо производит. Поэтому надо поддерживать довольно сложный баланс.

Особая сложность это баланса заключается в социальных механизмах игры. Дело в том, что поддерживаемые соседями постройки работают лучше и если соседи поддерживают развлекательные постройки, то их нужно вроде бы меньше. Но в какой-то прекрасный момент может оказаться что поддержка закончилось, производство в плинтусе, все плохо, велосипед горит, и ты горишь, и все горит, а развлекательные постройки построить негде или не на что.

Forge of Empires_03

Так себе деревенька

Тут игрок начинает истерически метаться, помогая случайным друзьям (игра создает список случайных соседей, которым можно помогать), в надежде на то, что эти соседи не оставят в беде. Надежда тщетная. Тут начинаю припоминать болезненное обсуждение на тему того «никто не будет помогать, не получая сразу награду в ответ». Награда-то вроде бы есть…

При оказании поддержки дается немножко денег и есть шанс получить кусок чертежа чуда света. В этом месте, на мой вкус не хватает роста зарабатываемых денег от какого-нибудь параметра — уровня замка хотя бы. И более гатчевого накопления помощи соседям. Счетчик там какой-нибудь, сундук с чертежами.

В любом случае, деньги в качестве награды — это мало и не то. Прям хоть расходку вводи на поддержку собственных построек, которая получалась бы вместо бесполезных монет. Иначе нет закрепленной памяти о том, что надо помогать другим.

  • Производственные постройки бывают двух типов: одни производят общие ресурсы, а другие редкие. Общие ресурсы — это что-то типа той же второй валюты и нужны они так же парой, обычно. Отличие от золота заключается в том, что на производство общих ресурсов надо ставить рецепт, который какое-то время приготавливается. На добычу редких ресурсов тоже надо ставить рецепт. Редкие ресурсы нужны для открытия наук и бескровных завоеваний.
Forge of Empires_03

А мы пойдем на север

В игре есть полуглобальная карта мира. Она относится только к самому игроку. Эта карта состоит из регионов, которые в свою очередь состоят из… районов. Для захвата района нужна либо армия и победа в небольшой тактической игре в стиле HoMM, либо те самые редкие ресурсы для подкупа местных жителей. Все открытые районы открывают регион. А открытый регион дает либо разово деньги с ресурсами, либо доступ к PvP-арене, либо бонусы к производству редких ресурсов. Либо относительно бесплатное (каждое следующее стоит больше денег) увеличение площади города.

Собственно вообще производить редкие ресурсы без бонуса как-то не интересно. С одной стороны, на рынке всегда есть лоты обмена одного ресурса на десять других. При том что единица первого производится 4 часа, а 10 единиц второго — 8. То есть вроде бы выгодно поддерживать хотя бы одну маленькую производюлечку. С другой, в большом активном клане всегда можно найти человека, у которого есть нужный ресурс, и кому что-то нужно в ответ. Без активного клана будет сложнее: придется терпеливо следить за рынком и иметь прозапас стратегические очки, которые обычно на науку тратятся. Но и самому в открытую приторговывать никто не запрещает, так что дисбаланс времени можно выправить в свою пользу довольно безболезненным образом.

  • Про военные постройки писать даже немного влом. Армией я перестал пользоваться довольно быстро, поняв что ресурсы выторговать намного легче чем впихивать в свою размеренную жизнь военные постройки и решение тактических задач.

Похоже дисбаланс оказался настолько сильным, что разработчики начали придумывать отдельные ивенты, посвященные военным завоеваниям. Типа клановые достижения и все такое. Соучастие в этом приносит примерно того же уровня удовольствие что и клановая наука в Clash of Kings, но нет. С другой стороны, оказалось что армии держит так мало людей, что в клановые ивенты просто никто не играет. Пришлось сделать механику для бескровных завоеваний и в клановых ивентах.

Еще можно просто воровать ресурсы, но этой функцией пользуются не очень активно и противостоять ей легко: ресурсы можно стырить только с производящей постройки пока они с нее не собраны, из казны ничего стырить нельзя.

Намного интереснее в этом плане строительство чудес света.

  • Чудеса света собираются из кусочков чертежей. На первом этапе. На каждое чудо света нужно 9 кусочков. Потом нужно много редких ресурсов чтобы начать строительство и вложение стратегических очков для поднятия уровня. От уровня зависит размер бонуса, который приносит чудо света. Бонус может быть значительным и вполне достойным вложений.

Тут начинается другая, более веселая социальная игра. Дело в том, что вкладывать стратегические очки в повышения уровня чуда света может не только тот, кто это чудо света построил, но и все кому не лень. В основном соклановцы. И тут уже есть маленький рейтинг помощников, с подведением итогов помощи и раздачей призов. Среди призов как ресурсы, так и паки стратегических очков. И гарантированные кусочки чертежей. В общем, участвовать в этом довольно забавно.

Отдельный вопрос: каким образом люди находят свои куски чертежей. Возможно, усиленно задаривают своих друзей поддержкой. Но отсутствие какой-либо индикации не дает уверенности в этом. Может быть и донатят. Плохо себе это представляю. У меня был момент, когда на поддержке друзей я получил 4 куска чертежей за один день. А в основном я получаю по одному куску раз в 2-3 дня. Поэтому в моем клане народ растопорился в развитии, застраивает свои города чудесами света и помогает друг другу поднимая их уровни. А я радостно лечу в светлое будущее, тратя ценные очки только на науку.

При этом люди довольно сильно вкладываются в свои чудеса света. Например для какого-нибудь очередного уровня нужно 200 стратегических очков. 100, если все будет хорошо, принесут соклановцы, но 100 нужно вложить самому. 100 стратегических очков — это больше 5 суток накопления или около 10 наук. Впрочем, в момент, когда у меня внезапно закончились редкие ресурсы, я тоже сливал свои стратегические очки в чье-то чудо света. Потому что просто не мог открыть какую-то науку, которая блокировала мне развитие.

Forge of Empires_02

Теплый ламповый лабиринт

Наука — это отдельная восхитительная штука. В игре есть несколько десятков исторических периодов, каждый из которых описывается вполне понятным набором наук, открывающий заменяющие друг друга постройки. То есть переходя из одного исторического периода в другой игрок не только получает доступ к более сильным войскам и новым редким ресурсам но и должен полностью заменить все дома, развлечения и точки производства простых ресурсов на новые и более эффективные. Это дает продолжительную, но вполне понятную игру. Основной страх которой заключается в разных размерах построек: жутко не хочется перекраивать вроде бы удобный устоявшийся город — эта задача действительно сложная и довольно утомительная.

На тему доната: я занес в игру целых 1.5 тысячи рублей (в тот момент). В какой-то момент мне стало очень грустно от того, что закончилось свободное место. На начальном этапе это действительно вызывает боль, когда ты не можешь даже попробовать перекомпоновать имеющиеся постройки с целью увеличить их эффективность. Дешевые постройки слишком маленькие, а дорогие слишком большие. Плюс еще в отрицательное количество жителей уйти нельзя. Короче говоря, на купленные кристаллы, я хорошенько так закупился землей. А сейчас, спустя полтора месяца, я наоткрывал земли через регионы или ту же науку и у меня тупо нет золота, чтобы воспользоваться всеми лотами земли. Чтобы было больше золота, нужно поменять все старые дома на новые, а для этого нужно много ресурсов, а для этого надо поменять старые ресурсные постройки на новые… ну и так далее. Восхитительно.

Где-то за пределами доступного мне находятся клановые войны за не знаю что. Я просто не смог найти соответствующий интерфейс, хотя иногда вижу как в клановой почте как народ порывается кому-нибудь накостылять.

Отдельно хочется упомянуть о квестах. Они тут довольно классичны, вылазят в виде иконок с боку экрана. Квесты бывают 3х типов: постоянная линейка, ивентовая линейка и трешатина какая-то.

  • Квесты постоянной линейки можно бесплатно пропускать. Правда делать этого не стоит, так можно ускакать далеко вперед по «сюжету» и остаться без полагающихся на пути наград.
  • Периодически в игре проходят ивенты посвященные какому-нибудь празднику типа дню космонавтики. Во время ивента игроку дается более сложный набор заданий, иногда с совершенно нетривиальным условием. В награду игрок получает ивентовую аватарку и набор ресурсов.
  • Трешовые квесты — это отдельная забавная история. Иногда, без объявления войны, у игрока появляются задания типа «выкинь 10 тысяч простых ресурсов на ветер и получи одну золотую монетку». Пропустить трешовые квесты нельзя. Но в итоге вроде бы ждет более приличная награда. Где-то я это все уже видел однажды.

Не знаю на сколько это помогает игре зарабатывать. Но разработчики живут, делают новые ивенты, дополнительные механики. Еще 1.5 тысячи рублей я занес просто чтобы купить постройку, которую можно получить в качестве награды за идущий сейчас футбольный ивент. А можно не получить. Поэтому я ее просто купил.

Есть еще один интересный аспект касающийся математики, текущего ивента и чудес света. Разработчики настолько не заморачивались с рендомом, что пришлось заморочиться с его последствиями. Например, при выдачи кусочков чудес света игрок может получить любой кусок, даже если он у него есть. Для исправления потенциальной жопы, разработчики сделали обмен двух лишних кусочков на новый. Такой же случайный.

В целом, в этой игре почти все прекрасно. Кроме того что она устарела лет на 6 наверное. Теплая, ламповая, неспешная. Пожалуй, я хотел бы сделать что-то такое, в соответствии с современными представлениями об обязательных игровых механиках. В игре нет вообще никаких дейликов, хотя простор для них достаточно обширный. В игре даже привычного «насри другу на стену» нет. Может тем игра и прекрасна.